О Нижегородской слободе

Сегодня мы поговорим о районе, который для многих горожан остается непосещаемым местом – это Нижегородка. У дальней уфимской слободы своя, весьма интересная история, и свой «скелет в шкафу». Если быть точным – скелеты под землей. Но сначала немного архивных данных о происхождении района. Люди поселились здесь в 1802 году, это были крестьяне, выходцы из Нижегородской губернии. Отсюда, собственно, и название. Было и еще одно прозвище у поселенцев – «башмачники», потому что почти все крестьяне были кожевенными мастерами. Так и повелось, что в Нижегородке развивались ремесла и промышленность: 10 кирпичных заводов, кожевенные и мыловаренные фабрики, лесопилки. Именно этим и объясняются названия улиц, каких в городе нигде не встретишь больше: Силикатная, Фанерная, Шерстомойная, Лесопильная. В 1867 году слобода вошла в состав Уфы. За 200 с лишним лет Нижегородка умудрилась сохранить свой почти первозданный облик: каменные мостовые, старинные домики с палисадниками. В последнее время район, конечно, развивается, но все равно он останется самобытным, непохожим на другие.

Теперь о загадках. На старых картах Нижегородки четко обозначено Старообрядческое кладбище, причем оно занимало существенную площадь. На более поздних картах площадь кладбища сужается, а его территорию отвоевывают улицы Свердлова и Слободская. Если открыть современные карты, «ДубльГис» например, то будет видно, что раскольничье кладбище никак не обозначено, словно и не было. Власти собирались перенести его, но, как и в случае с Ивановским кладбищем на месте сегодняшних парка Юбилейного и завода «Гидравлика», перезахоронением заниматься не стали. Вдруг карты составлены неправильно, и кладбище находилось выше или ниже ныне жилого массива?
Однако жители Нижегородки, особенно те, чьи дома построены в начале XX века, говорят, что часто находят в огороде кости, черепа и разбитые надгробия. При прокладке коммуникаций было просто страшно смотреть, как из-под земли выходят разоренные могилы. На одной из улиц даже стоял остаток надгробия, служивший местом встречи для местных жителей.

Подобное кощунство нельзя оправдать современными застройками для увеличения количества квартир, даже социальное жилье для многодетных семей не стоит строить на костях. И дело даже не в ауре, которую почувствуют мнительные люди, а в равнодушии к историческому наследию.

Автор: Таня Лунгу