Сегодня день рождение ВАЗ 2101 или просто “Копейки”

История «копейки» (ВАЗ 2101), одного из наиболее известных отечественных автомобилей, началась в далекий 1966 год. Шестнадцатого августа этого года был подписан договор между советским Внешторгом и автомобильной компанией FIAT о сотрудничестве и обмене научно-техническими достижениями сроком на 8 лет.

ВАЗ 2101

Упомянутый договор предусматривал создание нового автомобильного завода на территории СССР. Сразу же была оговорена передача компанией FIAT трех моделей автомобилей – седан (ВАЗ 2101), универсал (ВАЗ 2102) и люкс (ВАЗ 2103). В качестве прототипа выбрали автомашину FIAT-124. Следует сразу отметить, что этот автомобиль получил титул «Машина года» в 1967 году.

ВАЗ 2102
ВАЗ 2102

FIAT-124
FIAT-124
ВАЗ 2103
ВАЗ 2103

Первое знакомство советских конструкторов с автомашиной итальянского производства состоялось летом 1966 года. Испытания сразу показали неподготовленность «итальянки» к отечественным дорогам. Быстро портился кузов, задние дисковые тормоза, низкая подвеска не позволяла преодолевать серьезные преграды. Также негативную реакцию отечественных инженеров вызвал двигатель с нижним расположением распределительного вала. По тем временам данную конструкцию силовой установки признали неперспективной. Все замечания отечественных конструкторов были учтены представителями итальянского завода. Изменения внесли практически во все части итальянского авто. Все было сделано для улучшения эксплуатации машины в условиях проселочных дорог. В итоге советский аналог ФИАТа стал превосходить свой прототип по нескольким параметрам. Всего в конструкцию импортного авто было внесено 800 изменений. Авто получило индекс Fiat 124R.

Первые 6 автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1971 года. Выпуск первого «народного автомобиля» приурочили к столетию со дня рождения В. И. Ленина. Ритмичная серия производства автомобилей была запущенна только к концу года. На проектную мощность завод вышел уже в 1974 году.

Комбинация ВАЗ 2101 впервые была использована при названии именно «Копейки». Буквенное обозначение указывало на завод производитель, первые две цифры – класс авто, две последние – его модель. В случае модификаций появлялась пятая цифра.

Выпуск «копеек» АВТОВАЗ прекратил в далеком 1984 году, но эти автомобили и сегодня продолжают покорять асфальтовые реки стран всего мира. Несмотря на то, что страны, создавшей ВАЗ 2101, уже давно нет, первый «народный» автомобиль продолжает существовать.