Скрытые дефекты «аварийных» справок

ГИБДД разъяснила, как правильно оформляются справки о ДТП нового образца. В них не требуется ставить дополнительные печати подразделения и инспектор не должен указывать на возможные скрытые повреждения, а ограничиваться только видимыми дефектами. Именно эти пункты озадачили не только страховые компании, но и самих водителей. В Госавтоинспекцию стали обращаться недовольные автомобилисты, у которых страховщики отказываются принимать справки о ДТП нового образца. Их смущает отсутствие печатей на документе. Между тем он не предполагает никаких дополнительных оттисков, кроме углового штампа с указанием подразделения и реквизитов. Второе, что настораживает автолюбителей, – привычная запись о возможных скрытых повреждениях, которая подстраховывала от «экономности» страховщиков. Не будет ли это поводом для уменьшения выплат?

С 1 февраля 2012 года ДТП стали оформляться на справках нового образца, в которых появились новые графы по координатам происшествия и для полной информации о пострадавших. По сути новый формат должен был упростить взаимодействие со страховщиками, по крайней мере чтобы травмированным в авариях не приходилось доказывать свой статус пострадавшего. В Челябинской области с бланками нового образца начали работать в марте.

Сейчас главное управление ГИБДД направило в региональные подразделения методические рекомендации по правильному заполнению аварийных справок, которые должны унифицировать процесс и якобы упростить для водителей. Если виновность не вызывает никаких споров между участниками аварий (а это бывает не так часто), все документы оформляются и выдаются на месте инспектором. Раньше в справке в обязательном порядке ставилась печать, за которой нужно было ехать в пункт оформления, даже если все вопросы уже решены на месте аварии.

Только с этим оттиском страховые принимали документы на возмещение. Сейчас ГИБДД разъяснила, что справки на специальном бланке с угловым штампом подразделения страховщикам должно быть достаточно. А это значит, что не придется тратить время на бюрократические визиты за печатями: «Во-первых, мы четко разъяснили, что на справке, выданной на официально утвержденном бланке, содержащем угловой штамп подразделения Госавтоинспекции, не требуется ставить никаких дополнительных печатей, – разъясняет замначальника Главного управления ГИБДД России Владимир Кузин. – То есть справка действительна именно в том виде, в котором она была выдана на месте ДТП, и водителям не требуется дополнительного визита в подразделение для получения на ней каких-либо печатей – подобные требования некоторых страховых компаний законодательством не предусмотрены». То же самое касается и остальных «аварийных» документов: на копиях протоколов, постановлений – никаких печатей.

«Печать ранее была неким гарантом подлинности. Сейчас такая гарантия уходит в прошлое – при современных технологиях ее подделка становится слишком простой задачей. Кроме того, если необходимость печати закреплена в соответствующих регламентах, например, для больниц, инспекций и так далее, здесь ее необходимость опущена, – говорит автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – На мой взгляд, ничего радикально не меняется, и нет никакой катастрофы в новшествах. «Мы привыкли прогнозировать количественные изменения, а зародышей качественных изменений видеть не в состоянии (С). Потому нас любой документ и пугает: качественные изменения мы не в состоянии спрогнозировать. У нас сначала делают, а потом смотрят, что из этого получится».

Владимир Кузин пояснил, что страховщики, которые сомневаются в подлинности предоставленных документов, могут направить соответствующий запрос в ГИБДД.

«Страховые компании в течение 30 дней должны произвести выплату, то есть в этот же период они и должны установить подлинность справки, если это потребуется. Это не проблемы автомобилиста – он предоставил все документы, а дальше – забота страховой. Но это не самое страшное, вот исключение записи про скрытые дефекты развяжет руки страховщикам. Они и раньше часто цеплялись к этим повреждениям, сейчас доказать их наличие и возникновение именно в результате последнего ДТП станет еще сложнее. И почему водитель должен будет проводить экспертизу за свой счет? В общем ГИБДД создала новую проблему автомобилистам», – считает автоюрист Лев Воропаев.

Несмотря на регламентированный срок выплаты, страховщики уже заговорили о затягивании этого времени из-за новых требований. Понятно, что для них возрастает риск напороться на мошенников, но вряд ли печать и раньше полностью исключала темные истории.

«Отсутствие печати на бланке справки о ДТП не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Однако при таком порядке могут возникнуть сложности с определением подлинности справки. После обобщения правоприменительной практики РСА сможет сделать выводы о том, насколько данное изменение может повлиять на процесс урегулирования убытков, – комментируют в пресс-службе РСА..

Правозащитники реакцию страховщиков вовсе называют провокацией: «Я считаю, что существует сговор страховых компаний с ГИБДД для минимизации расходов бизнеса. Ведь раньше эти записи о скрытых повреждениях и печати не привлекали особого внимания, никого не напрягали, и вдруг их решили отменить, – говорит правозащитник, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – На мой взгляд, проставление печати – это внутренний процесс, но ведь есть общеизвестный факт, что отсутствие печати организации, выдавшей документ, делает его недействительным. А что касается записи о скрытых дефектах, я считаю, их отсутствие может нарушить права граждан. Страховые компании вполне могут сослаться на то, что данные повреждения возникли в результате какой-то другой аварии и не включить их в свои расчеты. Стоило оставить запись о скрытых дефектах как гарантию для автомобилиста, что ему выплатят сумму, адекватную ущербу».

Действительно, с 1 апреля в справке о ДТП должны указываться только те поврежденные детали, которые определил инспектор при визуальном осмотре: «Это логично, поскольку инспектор ДПС не должен подменять собой технического эксперта или пытаться угадать внутренние повреждения, которые получил автомобиль, – уточняет Владимир Кузин. – Инспектор, оформляя справку, фиксирует сам факт ДТП и описывает повреждения, которые он увидел на месте происшествия. Что же касается наличия и характера технических повреждений транспортных средств, а также причин их возникновения, то они, в соответствии с законодательством, должны быть установлены впоследствии в ходе проведения независимой технической экспертизы».

Эксперты считают, что исчезновение этой информации из справок – формальность. Оценочная экспертиза проводится в любом случае по ОСАГО, поэтому, если есть какие-то дефекты, не указанные в справке о ДТП, они все равно обнаружат себе на осмотре. Если водителя не устроит результат, он, как и раньше, сможет заказать независимую экспертизу за собственные деньги. Так что этот пункт вряд ли что-то изменит: «Все делается абсолютно правильно. Инспектор не имеет соответствующих знаний и квалификации, чтобы указывать на скрытые повреждения. Изначально справка о ДТП оформлялась для того, чтобы зафиксировать сам факт происшествия, а не для того, чтобы страховая компания на основании указанных в документе повреждений осуществляла выплату, – поясняет эксперт-оценщик агентства «Вита-Гарант» Валерий Филиппов. – Экспертиза по ОСАГО проводится в любом случае и страховщиками, и сам водитель может по желанию за свой счет может пройти независимую экспертизу, поэтому все имеющиеся дефекты будут выявлены при осмотре специалистами. По каско скрытые дефекты также выявляются уже в процессе ремонта и впоследствии оплачиваются страховой. Поэтому отсутствие записи о скрытых дефектах в справке о ДТП не имеет практического значения. Что касается печатей, то страховые компании наверняка будут продолжать ее требовать, как раньше, только теперь это будет незаконно. Но им ничего не запрещает направить запрос в ГИБДД о подлинности справки, а это явное затягивание времени».

Возможно, это новшество и не изменит процесс в корне, но отсутствие записи о скрытых дефектах будто априори исключает их наличие, и, наверняка, количество желающих провести независимую оценку возрастет в разы.

Марина КОСТЮЧЕНКО, специально для 102km.ru