В Москве орудуют мошенники, предлагающие быстрые кредиты

25-летняя Ирина Устинова (фамилия изменена) – одна из сотен жертв банды кредитных мошенников. Так вышло, что девушка лишилась не только своих сбережений (последние деньги она передала аферистам). Во многом из-за обмана Ира потеряла и маму.

– В апреле у нее обнаружили рак почки, – рассказывает Ирина. – Для удаления опухоли понадобились 70 тысяч рублей. Москвичей, наверное, такими деньгами не испугать, но для меня сумма была неподъемной. Я жила во Владимире, работала бухгалтером в частной конторе. Пять тысяч рублей получала. Когда беда пришла, поехала работать в Москву.

В газете среди тысяч объявлений о вакансиях девушка наткнулась на любопытное: “Помощь в оформлении кредита для неработающих граждан. Быстро. Гарантированно”.

– Я знала, что существуют фирмы, которые берут на себя все хлопоты по получению кредита: сами договариваются с банками, собирают документы, – говорит Ира. – Но чтобы такая услуга для неработающих!..

Девушка тут же набрала указанный в рекламе номер и по телефону выложила оператору историю своей жизни, закончив рассказом о прежней зарплате и историей маминой болезни. Вежливая барышня на том конце приняла заказ, старательно переписав все данные звонившей и пообещав на прощание, что фирма обязательно поможет.

Уже через день у станции метро “Красносельская” симпатичный молодой курьер вручил Ирине пакет с заветными бумагами: копией новой трудовой книжки, справкой с московского места работы с приличной зарплатой и договором на указание услуг… И самое главное – в пакете было приглашение в известный международный банк: “Ваша заявка на оформление кредита прошла все этапы проверки нашей службы безопасности…” За это счастливая Ира передала курьеру семь тысяч рублей, занятых накануне у друзей.

– Изначально договаривались на четырнадцать тысяч, – объясняет она. – Но я отдала только семь. Сказала, что вторую часть передам, когда возьму кредит…

Ей оставалось доехать до банка и получить деньги (просила она сто тысяч – рассчитав, что в течение пары лет сможет вернуть). Ира даже купила билет в родной Владимир и сообщила маме, что везет всю сумму. Но в банке девушку не ждали. Пролистав ее бумаги, служба безопасности развела руками: “Это липа. Вас обманули”. Ира позвонила по номеру посредников, но абонент уже был “вне зоны действия сети”. Бросилась в милицию. В отделении над ней лишь посмеялись и развернули, не приняв заявления: мол, сама виновата, раз фальшивые бумаги в банк понесла…

Через четыре месяца мама, не дождавшись операции, умерла.

“Прибыль – миллионы!”
Таких, как Ирина, кинутых вначале аферистами, а потом и стражами порядка, в столице много. В день кредитные жулики из одной только банды, орудующей у станции метро “Красносельская”, обрабатывают десять – пятнадцать наивных клиентов. Об этом корреспонденту “КП” на условиях анонимности согласился рассказать бывший участник аферы, который обманывал потенциальных заемщиков последние два года.

Экс-мошенник представился Андреем. Встречу назначил в прокуренной кафешке на Ленинградском вокзале. На вид – типичный вокзальный жулик: бегающий взгляд, невзрачная черная куртка, борсетка в руках…

– Водку будешь? – предложил мне он, раскладывая на столе помятые бумаги. – Ознакомься пока, это документы, которые я должен был передать последней клиентке. Но не передал. Бросил это дело, устроился на официальную работу.

– А прибыльное дело-то? – спрашиваю.

– С одного такого пакета мы имели от семи до двадцати тысяч рублей – зависело от суммы кредита, на которую человек претендовал. В месяц на бумажках срубали несколько миллионов.

Андрей заказывает водку и борщ.

– Запрещено на территории вокзала… – Официантка пытается объяснить, что спиртное в кафе не разливают.

– Неси давай, – обрывает он ее. – Я здесь не в первый раз.

Через минуту девушка ставит на стол запотевший графинчик. Андрей, опрокинув первую рюмку, продолжает:

– Бизнес незатратный: нужны несколько расклейщиков объявлений, два курьера да парочка разговорчивых девчонок на телефон. Объявы, которые развешивают по вагонам метро, тиражируют в офисе. Здесь же печатают документы. “Офис”, кстати, тут под боком, рядом с вокзалами – на втором этаже торгового центра “Комсомольский”. Девчата-операторы там звонки принимают. А руководит всей схемой паренек Артур. Молодой он еще – лет тридцать всего. Но уже пять лет шарашит подделки!

– И ментов не боится?

– А он с ними делится. Что ему их бояться? И всех это устраивает. Ведь все кинутые обращаются в ОВД “Красносельский” – ближайший к вокзалам. Курьеры передают пакеты только на этой территории, знают, что местные опера их не подведут. Ты и сам можешь проверить это – обратись в фирму, закажи кредит. А потом в милицию сунься, поймешь, что все у них там схвачено…

“В течение часа получите деньги”
Чтобы выступить в роли жертвы мошенников, ищу объявление “Быстрая помощь в оформлении кредита”. Ими заклеены вагоны метро. Звоню по первому попавшемуся. В трубке – приятный женский голос:

– Оказываем помощь в получении кредита, назовите сумму, которая вас интересует, – залепетала девушка.

– Двести тысяч рублей.

– Официально трудоустроены в Москве?

– Официально – нет, – вру я.

– В чем заключается наша помощь, – продолжает рассказывать заученный текст оператор. – Вы нам оставляете ваши данные, по которым мы трудоустраиваем вас задним числом в одну из московских официальных организаций, с которыми мы сотрудничаем. Там на вас подготовят документы, которые потребуются в банке: подберут вам должность, заработную плату. Когда документы будут готовы, наши специалисты, исходя из вашей кредитной истории, подберут банки и разошлют в них заявки. Если приходит положительный результат, вы к нам приезжаете, проверяете все документы, самостоятельно можете связаться с банком, узнать, какая сумма одобрена, под какой процент и срок. Если вас эти условия устраивают, заключаем договор, вы оплачиваете наши услуги в размере 15 тысяч. И вам останется после нас подъехать в банк, сдать документы и в течение часа получить наличные.

Меня такое “удобство” устроило, заявку оставил по телефону. О том, что ее одобрил известный международный банк, мне сообщили уже на следующий день.

– Можете подъезжать! – обрадовала меня другая девушка-оператор. – Находимся мы на станции метро “Красносельская”. Как на поверхность подниметесь, сразу звоните, я вас сориентирую.

Не успел я выйти в город и позвонить, как ко мне подошел подозрительный молодой человек, закрытый до глаз капюшоном:

– Ты Низамов?

– Я, – киваю. – Куда идти?

– Никуда, – озираясь по сторонам, говорит парень. – Сейчас курьер подойдет.

Не прошло и минуты, как появился еще один тип.

– Видимо, не далеко у вас тут офис! – приветствую я его.

– Я только курьер, – не отвечая на мой вопрос, закуривает он. – Пошли отойдем.

Мошенник завел меня за киоск и быстро передал документы:

– Спрячь. А то печати под дождем расплывутся.

– Из-за чего такая конспирация? – спрашиваю, прикрывая справки сумкой. – Мне еще их полистать!

По документам, которые принес курьер, я оказался сотрудником некой фирмы ООО “Вектор” и “в настоящее время занимаю должность менеджера-консультанта” с зарплатой 35 тысяч рублей в месяц. А в 2005 году, судя по ксерокопии трудовой книжки, я работал станочником широкого профиля.

– Ты не переживай, с бумагами все нормально, – поторапливает меня жулик. – Если хочешь, в банк звякни – удостоверься, что все на мази.

Набираю на мобильнике указанный номер. На том конце девушка подтверждает, что меня уже ждут в любой день, кроме воскресенья, в отделении банка.

После этого передаю деньги курьеру. Парень, пересчитав купюры, жмет руку и провожает меня до метро.

Пострадавшие становятся преступниками
В банк я ехал только для чистоты эксперимента. Ни мне, ни моим липовым бумагам там не удивились.

– Вы не первый, кто обращается к нам с подобным пакетом, – объяснила мне сотрудница банка. – Мы подобные заявки не рассматриваем. Обратитесь в милицию. Вас, скорее всего, обманули…

“А как же телефон банка, указанный в документах? – думаю. – И разговор с его сотрудницей, которая меня приглашала в любой день?”

– Эта банда вписывает в документы свой номерок, который включают только в определенные часы, – объясняет методы работы мошенников экс-аферист Андрей. – Номера телефонов они тоже меняют часто, чтобы кинутые лохи, как ты, не доставали с выяснением отношений.

И все же: почему жулье столько лет вольготно чувствует себя, орудуя в центре Москвы, под носом у милиции? Почему преступники печатают поддельные документы на площади трех вокзалов, торгуют ими у метро и их не ловят?!

С пакетом фальшивок отправляюсь жаловаться в ОВД “Красносельский”. При входе в отделение включаю скрытую камеру (иначе, как предупредил меня бывший аферист, бездействие стражей БЕСпорядка не доказать).

Выслушав, как я стал жертвой мошенников, дежурный выдает мне чистый лист:

– Пишите заявление.

Начинаю выкладывать на бумаге всю свою жалкую историю. Неожиданно ко мне подходит оперативник, приглашает в кабинет. Пока поднимаемся на четвертый этаж, продолжаю плакаться: вот, мол, как подонки промышляют – обещают кредит, а потом телефоны отрубают.

В кабинете опер закуривает, листая документы, всученные мне мошенниками.

– Вы в ООО “Вектор” работаете? – спрашивает.

– Нет, – отвечаю. – Это они мне такую справку сделали.

– Так кого будем привлекать к уголовной ответственности? Вас?! – вдруг взрывается он. – За то, что мне сейчас предъявляете заведомо ложные документы! Вы в курсе, что, если получите кредит по этим бумагам, это будет называться банковское мошенничество с вашей стороны?!

Я молчу. Опер продолжает наезжать:

– Мы можем в отношении вас возбудить уголовное дело по 327-й статье за “использование заведомо ложного документа”!

– Пусть тогда и этих товарищей, которые занимаются подделкой документов, привлекают, – вставляю.

– А этих товарищей не привлечешь, – смотрит мне в глаза милиционер. – Потому что они заключают с гражданами договор лишь на сбор кредитных документов. Они вам их собрали? Собрали. Девушки вот на днях приходили, тоже от ООО “Вектор” пострадали. Вы тут не первый! Но вы с этими документами еще и в банк пошли, пытались получить кредит. Вам дать Уголовный кодекс почитать? Хотели кинуть банк, а кинули вас.

Опер отложил бумаги в сторону.

– Здесь по-любому будет отказной материал.

– И что, этих жуликов никак не наказать? – не отступаю я.

– У них нет адреса, на телефонные звонки не отвечают, – заявляет оперативник. – Где контора их находится, никто и никогда не знал. Приезжает курьер, которого нанимают, вручают пакет и говорят, куда он его должен отвезти. Курьер не знает, что везет.

– И много таких обманутых, как я?

– Каждый день почти приходят. И ничего не сделаешь!

Коллега оперативника встревает:

– Что у него случилось?

– Кредиты! Сделали ему левые документы, и он поехал с ними в банк…

– А ты че вообще пришел сюда?! – вдруг повернулся в мою сторону второй опер. – Я тебя закрою сейчас здесь. Хочешь? Как тебя зовут?

Милиционер зачем-то переписал мои данные и вернул мой кредитный пакет.

– Возьмите хоть номера телефонов этой банды, – предлагаю напоследок.

– Да есть они у нас, – отмахиваются стражи порядка. – Не помогает.

Заявление свое я так и не дописал.

“Жулики ментов кормят”
Теперь неудивительно, почему кредитные мошенники уже пять лет промышляют в Москве и остаются безнаказанными.

Во-первых, вместо того чтобы ловить их, милиционеры отговаривают пострадавших писать заявление, запугивая ответным уголовным делом. Как быть жертвам преступников?

– Заявление должно быть принято в любом случае, какую бы информацию оно ни содержало, – напоминает юрист Олег Павлович. – А угрозы, запугивание – это уже уголовное преступление, которое называется превышением полномочий. Если вы столкнулись с подобным безобразием, необходимо идти в управление собственной безопасности или в прокуратуру и сообщить: мол, пришли заявлять в милицию о мошенничестве, а оперативники пытались меня запугать, оказывали психологическое давление в виде угроз привлечения к несуществующей ответственности. За это милиционеры понесут наказание.

Во-вторых, оперативники ОВД “Красносельский” не связываются с такими делами, уверяя, что мошенников этих отыскать невозможно. Но что мешает им провести такой же эксперимент, который устроили мы? Тем более объявлениями о “быстрых кредитах” заклеены все привокзальные площади. Их даже в газетах печатают!

И, в-третьих, милиции, возможно, выгодно “не принимать, не хотеть и не искать”. Об этом говорит наш осведомитель Андрей.

– Из пятнадцати тысяч, что ты отдал, пять пойдут в карман ментам, недаром они твое имя себе записали, – рассказывает экс-мошенник. – Закрывать жуликов им невыгодно, мошенники их кормят. Помимо кредитных бумажек, эта компания печатает и продает регистрации, справки, удостоверения, дипломы… Даже паспорта делают! Это очень прибыльный бизнес и огромные деньги.

Как бы то ни было, все материалы нашего расследования мы передали в ГУВД Москвы. Говорят, что видео, снятое скрытой камерой, попало на стол к начальнику Владимиру Колокольцеву. И уже на следующий день начальник ОВД “Красносельский” Владимир Павленко согласился прокомментировать действия своих подчиненных:

– По вашему журналистскому расследованию инспекция по личному составу проводит проверку, по результатам которой будет принято законное решение. Оперативники должны были настоять на том, чтобы вы написали заявление, и принять его. Все пострадавшие от этой “фирмы” могут и должны обращаться к нам в дежурную часть. Если такие случаи будут повторяться, я бы хотел, чтобы граждане обращались и ко мне лично, я готов независимо от приемных дней принять, выслушать, оказать правовую помощь людям и защитить граждан от определенного круга сотрудников.

Что тут добавить? Владимир Валерьевич просил еще опубликовать номер “дежурки”: 8 (495) 608-80-24. Чтобы пострадавшие от мошенников все-таки жаловались, не боясь вдруг самим оказаться за решеткой…

Комментарий психолога

“Нарушать закон считается престижным”
– К законам в России никогда не было уважения, нарушать их у нас в известной степени даже считается престижным, – считает психолог-криминалист Михаил Виноградов. – Это специфика российского менталитета: “Закон законом, а я живу так, как мне угодно”. И мошенники, конечно, играют на нуждах людей, на сиюминутных потребностях: например, быстро-быстро оформить кредит… Ведь ходить в банк, оформлять бумаги – это дело тягостное, да и кредит могут не дать. А тут – пожалуйста! – деньги за час, все документы дали и вроде есть надежда всю сумму получить. То, что за использование поддельных документов может грозить реальный срок, уже для наших граждан дело второстепенное. У нас ведь законы даже сами законники не соблюдают: сколько судей, прокуроров и гаишников нарушают правила дорожного движения, берут взятки… Что же вы хотите от простых людей? Это в нас заложено издавна. Благодаря этому сейчас мошенники и процветают.

Как выявить жуликов?
В Москве все больше официальных фирм, которые на законных основаниях берут на себя все хлопоты клиентов по подбору банка и оформлению кредитов. При этом никакими поддельными документами эти компании не промышляют. Чем профессиональнее брокер (по сути, финансово-кредитный посредник), тем больше у него возможности по предоставлению условий для экономии денег и времени клиента. Как же отличить “белых” брокеров от мошенников? Рассказывает гендиректор кредитного брокера “Кредитмарт” Юлия Купко:

1. У компании должно быть достаточно узнаваемое название, бренд, который на слуху, и реально существующий интернет-сайт.

2. Менеджер должен предложить вам встретиться для консультации в офисе компании.

3. Офис должен иметь опознавательные знаки, название должно совпадать с тем, что было объявлено в первом разговоре с клиентом и потом, при назначении встречи.

4. За вами должен быть закреплен ответственный сотрудник, с которым вы в любой момент можете связаться и уточнить все детали вашей встречи или любой интересующий вопрос.

5. В любом случае вы оформляете свои отношения с брокером, где фиксируются права и обязанности обеих сторон – участников сделки в форме официального договора.

6. У компании должны быть налаженные отношения с банками-партнерами, которые характеризуются наличием специальных условий кредитования.

7. Официальный брокер всегда берет оплату по факту положительного результата. То есть, возможно, ваша первая встреча будет связана с какой-то небольшой символической минимальной оплатой услуг – до пяти тысяч рублей. Деньги официально вносятся в кассу, и вы получаете чек.

8. По факту получения положительного решения банка вы будете расплачиваться уже окончательно в соответствии с теми тарифами, которые были представлены вам для ознакомления на первой же встрече с брокером.

Звонок в УБЭП

“Подделка документов приносит больше денег, чем наркотики”
– Мошенники пользуются тем, что граждане сами не против нарушить закон, предоставляя неверную информацию в банк, – говорит Филипп Золотницкий, руководитель пресс-службы УБЭП ГУВД Москвы. – Это классический мошеннический прием: вызвать иллюзию у жертвы, что она сама где-то преступает закон, а когда поймет, что ее обманули, то не всегда и в милицию пойдет. Необходимо понимать: если человек пользуется заведомо поддельными документами для получения, например, кредита, он также привлекается к уголовной ответственности!

С начала года мы задержали 15 преступных группировок, которые занимались подделкой документов значительно более сложных, чем банковские: подделывали паспорта, водительские удостоверения, дипломы. Последняя операция была несколько недель назад: найдены 500 поддельных печатей, целая типография, арестованы 11 человек! Поэтому говорить, что все преступники действуют безнаказанно, на мой взгляд, несколько неправильно. Но спрос рождает предложение.

Прибыль от подделки документов значительно выше, чем прибыль от продажи наркотиков… Можете посчитать, какова норма прибыли у преступников. Например, себестоимость изготовления свидетельства на право трудовой деятельности в Москве – 30 рублей. А продают его за пять – десять тысяч! У последней преступной группировки, которую мы задержали, были даже специальные консультанты, которые помогали заполнять поддельные документы правильно. По медицинским справкам, к примеру, у них был бывший врач, который писал “правильные” диагнозы и проставлял даты в больничных.