Правительство объявило мораторий на прохождение техосмотра.

Похоже, наш президент пресытился сообщениями о «четкой, отлаженной и кристально честной» процедуре техосмотра автомобилей. И потребовал навести порядок способом радикальным: вообще отменить ТО либо сделать его беспроблемным.
В любом случае – изъять эту функцию из обязанностей МВД. А правительству – надо же! – понадобилось меньше месяца, дабы убедиться в справедливости замечаний главы государства. Результатом стало объявление Большого Технического Перемирия (постановление правительства от 24.05.2011 года № 413). Чиновники постановили, что, пока они не придумают надежную, прозрачную и понятную систему проверки технического состояния машин, ТО проходить не нужно.
Действие талона ТО для владельцев легковых автомобилей и грузовых с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т продлевается на 12 месяцев, если срок прохождения техосмотра истекает в 2011 году. Это положение также распространяется на прицепы, полуприцепы и мотоциклы. То есть если срок ТО в талоне заканчивается, к примеру, в июле этого года, то действие его продлевается до июля 2012-го. Никаких специальных отметок в талон делать не нужно. Для новых автомобилей талон ТО будет выдаваться при регистрации без инструментального осмотра… также сроком на один год. Вот это уже полная нелепость, ведь раньше талон для новых машин выдавался на три года.
Изменения коснулись не всех автомобилей. Такси, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки пассажиров или опасных и тяжеловесных грузов, машины со спецсигналами, учебные автомобили будут проходить техосмотр по-прежнему. Все ясно? Оказывается, не совсем. Попытаюсь ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.
– Как действовать при покупке подержанного автомобиля?
– При покупке автомобиля с действующим талоном ТО новому собственнику необходимо обратиться в подразделение ГИБДД по месту регистрации. Вместо прежнего талона он получит дубликат, в который внесут измененные регистрационные данные. Если срок талона заканчивается в 2011 году, то по новому положению его действие автоматически продлевается на год. Но если вы купили подержанный автомобиль, у которого нет талона, придется пройти инструментальный контроль и получить новый.
– Нужно ли проходить ТО, если срок техосмотра закончился до вступления в силу нового постановления?
– К примеру, очередное ТО следовало пройти в апреле, но автомобилем не пользовались и техосмотр не проходили. В такой ситуации получать талон ТО не нужно. Дело в том, что, несмотря на вступление в законную силу новых правил 4 июня 2011 года, они распространяются на все те случаи, когда срок прохождения ТО заканчивается в 2011 году. Месяц тут роли не играет. Следующий срок, значит, наступит в апреле 2012 года.
– Как поступить, если придется выезжать на автомобиле за рубеж?
– Если срок действия талона ТО истекает в 2011 году, надо приехать в подразделение ГИБДД и получить новый талон. При этом техническое состояние проверять не будут и денег не возьмут.
***
Радоваться Большому Техническому Перемирию я не стал бы. И откладывать момент визита на станцию ГТО до последнего – тоже. И вот почему. Существующий порядок прохождения ТО, каким бы плохим он ни был, тем не менее понятен и налажен. Что будет в следующем году, когда начнут работать новые правила прохождения ГТО, неизвестно.
Как и обещали депутаты, в Думе в пожарном порядке, несмотря на отчаянные крики оппозиции, приняли закон, который передает обязанности контроля за проведением ТО Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Судя по тому документу, что я видел, он получился сырым – многие вопросы повисают в воздухе. Пока это больше похоже на передел сфер влияния, переориентирование денежных потоков от МВД к РСА.
Как система будет работать, непонятно. Со следующего года РСА начнет аккредитовывать станции обслуживания, где и будут проверять техническое состояние автомобилей. Причем авторы закона подчеркивают, что при обнаружении неполадки устранить ее смогут тут же, в автосервисе. У вас тоже возникло подозрение, что автосервисы часто будут навязывать устранение мнимых неисправностей? Я, например, в этом просто уверен. Ведь за все работы возьмут их полную стоимость.
Правда, обещан опять-таки переходный период на два года, когда старая и новая системы будут функционировать параллельно. Но очевидно одно: цена на талон ТО повысится (пока обещают, что «всего» до 2000–3000 руб. с сегодняшних 600–900 руб.). Не исключаю, что усложнится сама процедура проверки. Ведь, если верить авторам закона, ответственность за ДТП, связанное с техническими проблемами, понесут те же страховые компании.
Но и тут депутаты лукавят. По статистике, количество ДТП, связанных с неисправностью автомобилей, ничтожно. Ведь для того, чтобы установить техническую причину, нужно провести экспертизу. Дело это хлопотное и недешевое, поэтому подобное практикуется только в исключительных случаях. Выходит, нам попросту навязывают липовое обоснование повышения стоимости ТО. Смею предположить, что благое намерение президента так и останется лишь намерением. И у нас по-прежнему будут торговать талончиками ТО, только деньги пойдут в другие карманы.
Поэтому я рекомендую тем, у кого срок ТО заканчивается в этом году (особенно если автомобилю нет пяти лет), пройти техосмотр сейчас и получить талон ТО – на два года. Тем более что очередей никаких нет. Тогда сможете избежать суматохи, которая непременно возникнет весной 2012-го, когда все разом ринутся проходить ТО, и не испытаете всех «удовольствий» первого года нового, «беспроблемного» техосмотра.

ЕСЛИ СРОК ТЕХОСМОТРА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ В ЭТОМ ГОДУ, ЛУЧШЕ ТО ПРОЙДИТЕ СЕЙЧАС – ТАК ВЫ СУМЕЕТЕ ИЗБЕЖАТЬ СУМАТОХИ ВЕСНОЙ 2012-ГО.