Начальник криминальной милиции МВД по РБ рассказывает о способах отъема денег у населения

Мошенники используют все более элегантные способы отъема денег у населения. В белых перчатках, легко, непринужденно используются средства мобильной связи, жертва по доброй воле перечисляет немалые денежки по указанному адресу. Причем от аферы страдают не слабо разбирающееся в современной технике старшее поколение, а вполне адекватные молодые люди.

Жулики звонят на их стационарные или мобильные телефоны, представляются знакомыми, родственниками или сотрудниками правоохранительных органов и путем обмана вымогают денежные средства. По стране в течение прошлого года зарегистрировано около 10 тысяч фактов телефонного мошенничества. Значительное их количество совершено в Самарской, Новосибирской, Свердловской областях, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и Московской области, Краснодарском крае, Республике Коми, Челябинской, Кемеровской, Томской областях, Алтайском крае. В Башкирии уже в этом году совершено 36 преступлений, связанных с мобильным мошенничеством. Это на 16 фактов больше прошлогодних показателей. Особенно агрессивным атакам подверглись жители Уфы, Белебея, Туймазов, Стерлитамака, Салавата, Октябрьского, Белорецка, Мелеуза, Дюртюлей, Нефтекамска. К сожалению, правоохранители с полным основанием предполагают, что в действительности число таких преступлений на порядок выше. К тому же на смену уловкам в виде «я сбил человека, вышли деньги» приходят иные, более изощренные, правдоподобные до мелочей. Определим основные виды мошенничества в телекоммуникационной среде.

SMS просьба

Абонент получает на мобильный телефон сообщение «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если он недоступен, положи определенную сумму денег. Потом все объясню».

Платный код

Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить НОВУЮ эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.

Штрафные санкции оператора

Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (могут быть варианты: не внес своевременно плату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения), и поэтому ему необходимо заплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

Ошибочный перевод средств

Абоненту поступает sms-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». Приличный человек переводит деньги и лишь гораздо позже узнает об обмане. Никто и никогда денежки ему не присылал.

Предложение получить доступ к sms-переписке и звонкам абонента

Зная склонность некоторых граждан «шпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленники придумали очередной способ мошенничества. Пользователю предлагается изучить содержание sms-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет sms, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками — до 500 руб., а интересующая информация так и не поступает.

Хищение денежных средств с банковских карт

Это самая новая схема обмана граждан. На сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой. И просят сообщить номер карты и пин-код для ее регистрации. А дальше все просто, жертва моментально лишается сбережений.

Или действует иная разновидность этой же схемы. Таким образом лишились 19 и 87 тысяч рублей жители городов Мелеуз и Белорецк. «Службой безопасности банка ваша карта заблокирована. Перезвоните Алексею Соколову. Тел. 89688596829». Пикантная подробность — приводятся фамилии реально существующих сотрудников. Встревоженный владелец звонит по указанному номеру, солидный строгий мужской голос уточняет данные. Их сообщает сам законопослушный картодержатель. Результат беспроигрышен для афериста, плачевен для клиента.

Кто стоит за телефонными номерами, которые оказались московскими, до сих пор устанавливают органы внутренних дел.

Розыгрыш призов

На мобильном телефоне раздается радостный голос ведущего популярной радиостанции, например, «Европа», «Авторадио», «Русская волна», «Динамит ФМ». Он поздравляет абонента с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее. А для того, чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию по указанному номеру. По нему отвечает сотрудник «призового отдела» и подробно объясняет условия игры. Необходимо представиться и назвать год рождения, ответить, сможет ли абонент активировать на свой номер карты экспресс-оплаты сумму, например, равную 300 долларов США. Голос в трубке объясняет, что в течение часа необходимо подготовить карты экспресс-оплаты любого номинала на указанную сумму и перезвонить для регистрации и присвоения персонального номера победителя, сообщает номер, поясняет порядок последующих действий для получения приза.

Жертву «ведут» поэтапно. Мошенник объясняет порядок активации карт: стереть защитный слой, позвонить в призовой отдел, при переключении оператора сообщить свои коды. Оператор их активирует на номер абонента, а призовой отдел контролирует правильность его действий, после чего присваивает ему персональный номер «победителя», с которым гражданин должен ехать за призом. Конечно, в результате нет ни приза, ни денег.

Случай с родственниками, уже не новый, но действенный

Мошенник представляется родственником или знакомым, и взволнованным голосом сообщает о том, что задержан сотрудниками милиции за совершение того или иного правонарушения. Однако есть возможность за определенное вознаграждение «решить вопрос». По сценарию в разговор вступает другой мошенник, который представляется сотрудником правоохранительных органов. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас так поступать нежелательно, так как он боится потерять работу и погоны. Деньги необходимо привезти в определенное место и передать конкретному человеку.

Цена решения вопроса обычно составляет от одной до пятидесяти тысяч долларов США. Если абонент соглашается привезти деньги, то ему называют место, куда он должен приехать. Позже сообщается другой адрес, жертва попадает под наблюдение сообщников преступников. Которые и забирают оставленные деньги.

Общественная опасность подобных преступлений заключается в том, что, помимо причинения материального ущерба потерпевшим, дискредитируются работники правоохранительных органов. Так, например, сотрудниками управления уголовного розыска Санкт-Петербурга задержан 36-летний г-н Овсянников, ранее неоднократно судимый. Используя базу данных телефонов жителей города, он звонил и представлялся сотрудником милиции. Под предлогом возможности освобождения от уголовной ответственности их родственников требовал денежные средства. Преступник изобличен в совершении 35 подобных преступлений.

Большинство подобных мошеннических действий совершается лицами, отбывающими наказание в различных учреждениях исполнения наказания. Масштабы их «деятельности» впечатляют. Особую активность проявили осужденные из Новосибирской области, которые обзвонили практически все регионы страны. Осужденные Мещеряков и Намазов из Ханты-Мансийска умудрились обмануть 81 гражданина, Комаров и Титов — 76. Установлено, что мошенники, пользуясь услугой «мобильный кошелек», имеют суммы в несколько миллионов рублей. Например, ущерб по 36 уголовным делам, возбужденным МВД по Республике Карелия по фактам телефонных мошенничеств, составил свыше 770 тысяч рублей. Сумма материального ущерба, причиненного жителям Калужской области, равна одному миллиону рублей.