В договорах «Росгосстраха» заподозрили не ТО

Башкирскому филиалу страховой компании «Росгосстрах» (РГС) грозит расторжение 10 тыс. договоров обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), заключенных с начала года. Этого требует прокуратура Башкирии, которая сочла, что компания заключила договоры с нарушением закона. В частности, страховщик не требовал от автовладельцев талонов техосмотра, действительных на ближайшие полгода. В самом РГС исполнять предписания ведомства отказываются и утверждают, что действовали в рамках закона. Тактика страховой компании, как ни странно, обрадовала конкурентов. Они считают, что РГС таким образом аккумулировала портфель клиентов с «проблемным» автотранспортом.

Прокуратура Башкирии вчера объявила о том, что башкирский филиал «Росгосстраха» (РГС) нарушил федеральное законодательство при заключении договоров ОСАГО с автовладельцами. В ходе прокурорской проверки ведомство, как следует из его сообщения, выявило, что в январе-феврале этого года страховщик выдал полисы ОСАГО владельцам транспортных средств, не имевшим талонов техосмотра со сроком действия более полугода. Их отсутствие в соответствии с частью 15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» является основанием для отказа в заключении договора ОСАГО, пояснил вчера „Ъ“ старший прокурор отдела Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Дмитрий Коровкин. Однако, добавил он, РГС не только не отказывала автовладельцам в выдаче страховки, но, не будучи оператором техосмотра, и выдавала под роспись частично заполненные бланки для прохождения ТО в партнерской компании ЗАО «Техосмотр». В бланках оставалась не заполнена графа подписи эксперта, пояснил представитель прокуратуры. Сумму подписанных договоров ОСАГО в ведомстве не конкретизировали, но уточнили, что только в январе филиалом было заключено около 10 тыс. договоров. 14 февраля заместитель прокурора республики Гульнара Бикбулатова направила на имя директора филиала РГС Юрия Шпизеля представление, в котором потребовала прекратить «незаконную деятельность», привлечь ответственных за нарушения сотрудников к дисциплинарной ответственности и, наконец, расторгнуть спорные договоры.

В РГС вчера заявили „Ъ“, что с претензиями надзорного ведомства не согласны, а исполнение его требований сопряжено с рядом трудностей. «Попытки поставить под сомнение действительность полисов ОСАГО, выданных с подписанием договора о направлении на техосмотр, или потребовать их расторжения не имеют под собой никаких оснований»,— отреагировал на выводы прокуратуры Юрий Шпизель. Необходимость в выдаче «предварительно заполненных бланков договоров» он пояснил стремлением страховщиков «сократить время (автовладельца.— „Ъ“) на его обслуживание у оператора». «Бланк талона не является собственно талоном и требует прохождения диагностики у соответствующего оператора»,— уточнил господин Шпизель. А также заявил, что компания не может исполнить предписания прокуратуры «в одностороннем порядке». «Договор ОСАГО является действительным в любом случае»,— сказал он и в заключение заметил, что исполнение требований прокуратуры «не несет никакой пользы автовладельцу».

Тактикой РГС, как ни странно, остались довольны конкуренты. Директор башкирского филиала СК «Согласие» Разида Верзун считает, что действия РГС положительно повлияли на «качество портфеля по ОСАГО других страховых компаний». «Они (РГС.— „Ъ“) забрали себе потенциально проблемные автомобили, владельцы которых по разным причинам не хотят проходить техосмотр. К нам такие тоже обращались. Когда их отправляешь на техосмотр, они говорят: есть трещина на лобовом стекле или ходовая не в порядке, мол, проще купить полис у „Росгосстраха“»,— отмечает госпожа Верзун. В то же время индивидуальный предприниматель Арсен Балаян, аккредитованный как оператор ТО, полагает, что «если страховая компания продолжит подобную тактику, небольшие сервисы могут остаться без работы».

Председатель совета «Союз предприятий технического осмотра» Игорь Климаков (Москва) называет «выдачу предзаполненных бланков талонов прямым нарушением закона». «Компания поставила все с ног на голову,— возмущается эксперт.— Нельзя выдавать документ под какое-то обязательство, под честное слово. Другие страховые компании по такой схеме не работают, такой глупости ни одной компании больше на ум не приходило». Региональный представитель Федерации автовладельцев России Линар Хабирьянов отмечает, что «данная ситуация выгодна недобросовестным автовладельцам»: «Зачем проходить ТО, если можно за 450 рублей получить и талон, и страховой полис, по которому все равно будет выплата? Недобросовестные автолюбители пользуются такой схемой, даже не думая, в каком состоянии находится их автомобиль».

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/1878002