Loading...
You are here:  Home  >  Все новости  >  Новости Уфы  >  Текущая статья

Сегодня – День снятия блокады Ленинграда

Автор   /  27.01.2012  /  No Comments

Сегодня отмечается 68-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда – День воинской славы России. Захвату Ленинграда придавало особое значение командование немецко-фашистских войск. По планам гитлеровцев, падение города должно было предшествовать взятию Москвы. Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все планы фюрера.

В конце сентября 1941 года 300-тысячная группа армий «Север» полностью опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства Ладожского озера связывала осажденный город с большой землей, но и она подвергалась непрерывному артобстрелу и бомбежкам. Не сумев взять Ленинград штурмом, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города.

Красная Армия с помощью населения по всему фронту создавала глубоко эшелонированную, многополосную оборону. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрестках и площадях высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.

Вражеская авиация усилила налеты на Ленинград. Пользуясь подавляющим превосходством в воздухе, бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город тысячи бомб. Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осажденном городе становилось все тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941 года было не более чем на 30 — 60 суток. В Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 граммов, а все остальные — по 200 граммов хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов.

В сентябре 1941 года начала действовать знаменитая Дорога жизни — водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла советским людям отстоять город. По ней направлялись из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага замедляли темп перевозок.

Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, ранеными, вывозили заводское оборудование, рабочих, специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства. В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена до 300 и 150 граммов соответственно, а всего через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, до 250 и 125 граммов.

В конце ноября ударили морозы. Температура порой достигала минус 40 градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, стены квартир изнутри покрылись изморозью. Ленинград оказался в ледяном плену, но продолжал бороться, и даже в это время заводы продолжали выпускать военную продукцию.

По указанию Государственного Комитета Обороны Военный совет Ленинградского фронта начал всестороннюю длительную подготовку к строительству через Ладожское озеро военно-автомобильной дороги. 19 ноября Военный совет Ленинградского фронта подписал приказ об организации перевозок по Ладожскому озеру, о прокладке ледовой дороги, ее охране и обороне. Лед был еще тонкий, но уже 20 ноября по Ладоге пошел санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами, и в осажденный город были доставлены первые 63 тонны муки. 22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 тонны продовольствия.

Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. В первые недели фашистские летчики расстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лед на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов. Была также привлечена истребительная авиация фронта.

Уже в конце ноября 1941 года по Ладоге началась эвакуация жителей вглубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942-го, когда окреп лед. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи.

В начале апреля 1942 года растаял снег, лед на озере покрылся водой местами на 30-40 сантиметров, но движение по Дороге жизни не прерывалось.

С 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.

Блокада Ленинграда продолжалась 871 день — с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года, когда она была окончательно снята. Захват Ленинграда был составной частью разработанного Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса», по которому Советский Союз должен был быть полностью разгромлен в течение 3-4 месяцев лета и осени 1941 года в ходе «блицкрига». За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до одного миллиона человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только три процента из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискаревском мемориальном кладбище, на котором сооружен главный памятник блокаде. В 1965 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города-героя.

В боях под Ленинградом принимали участие представители многих народов страны, в том числе и тысячи уроженцев нашей республики, многие сложили там головы и до сих пор лежат не захороненными. Поисковые отряды Башкортостана ежегодно совершают по нескольку экспедиций в Ленинградскую область, находят останки этих солдат и идентифицируют личности тех, у кого сохранился солдатский медальон или орден.

К этой памятной дате в городах и селах республики подготовлены различные мероприятия: тематические выставки, встречи с ветеранами, классные часы, лекции.



Комментарии:

Добавить комментарий

  • Счетчик

    Яндекс.Метрика

Вам также могут понравиться...

ВСЕ ДЕНЬГИ МИРА

«Лаборатории политического кино БАГСУ» — 6 лет!

Подробнее →