Новые правила проведения техосмотра действуют в России с 1 января 2012 года.

До боли знакомая всем процедура серьезно изменилась — отныне проходить ТО можно в частном автосервисе, и без талона теперь нельзя оформить ОСАГО. Появились и новые нормативы по времени и количеству проверяемых деталей.

В кулуарах российского правительства только и успевают сплетничать о том, что чиновники не подготовили еще и 50% документов, необходимых для проведения техосмотра по новым правилам. Однако с Нового Года техосмотр для автовладельцев все же изменился, и основные нововведения правительством уже одобрены.

Итак, теперь автовладелец сможет самостоятельно выбирать регион и пункт, где проходить техосмотр, вне зависимости от места регистрации автомобиля. При получении талона ТО водитель должен предъявить: документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства. Если водитель не является собственником машины, он может предоставить простую письменную доверенность. Медицинская справка при прохождении ТО больше не нужна.

Установлены и временные рамки прохождения ТО — для легкового автомобиля оно не должно превышать 30 минут, для грузового массой до 3,5 тонн — 32 минуты. Изменилось и количество процедур. Согласно документу их стало 49 (вместо 43), но в реальности их стало меньше. Просто некоторые процедуры прописаны более подробно. Например, оператор ТО не будет проверять наличие аптечки и работу спидометра и тахографа. Зато будут проверять уровень шума выхлопной системы и наличие огнетушителя. Если раньше для легковых автомобилей требовалось только его наличие, поэтому многие водители покупали маленькие емкости с надписью “огнетушитель”, с 2012 года автовладельцам придется возить с собой настоящий двухлитровый порошковый или хладоновый баллон.

Самый интересный момент нового техосмотра — передача власти, а точнее ответственным за проведение ТО теперь является не МВД, а Российский союз автостраховщиков. Правда, ГИБДД сможет проводить техосмотр и выдавать талоны еще два года. Но именно РСА будет выдавать аккредитацию частным сервисным центрам, которые захотят работать с техосмотром. Частники, в свою очередь, будут выдавать водителям талоны ТО, с которыми можно будет оформить ОСАГО. Диагностику автомобиля проводит технический эксперт, работающий у выбранного оператора ТО. После осмотра оператор выдает диагностическую карту, в которой указывается возможность или невозможность эксплуатации ТС. Если машина допущена, выдадут талон ТО, если нет, машина направляется на повторный осмотр. Повторная диагностика будет платной, но проверяться будут только те параметры, по которым автомобиль не прошел “аттестацию” в прошлый раз, соответственно повторная оплата будет частичной.

Сейчас со стоимостью ТО определились уже 40 субъектов РФ. “На первый квартал 2012 года мы рекомендуем регионам установить прежнюю планку цены на ТО (но без учета госпошлины, которая с нового года отменяется). Весной мы посмотрим, как все работает, оценим общую картину и будем проводить с регионами консультации по поводу корректировки цен”, — прокомментировал ситуацию заместитель директора департамента Минэкономразвития Евгений Ковтун. Дороже всего техосмотр обойдется жителям Подмосковья — 1040 рублей вместо прежних 700. Дешевле всего будет пройти ТО в Курской области и Адыгее — по 300 рублей. В Забайкалье — 482 рубля для легковушек, в Хабаровском крае — 440 рублей. В столице стоимость ТО останется прежней — 690 рублей.

Единый список всех пунктов техосмотра, где водители смогут пройти ТО, уже выложен в Интернете на сайте РСА. Автоматически в реестр попадут государственные пункты ТО, которые будут работать до 2014 года.

Делать какие-либо выводы о новых правилах прохождения техосмотра пока рано, слишком мало времени прошло. Правда, первые идеи усовершенствования процедуры уже появились. Так, с 1 января 2013 года талон технического осмотра и вовсе уйдет в прошлое. Данные о прохождении ТО каждым автомобилем будут храниться только в электронном виде. Предполагается, что база ТО будет связана с базой АИС ОСАГО, а также с базой ГИБДД.