Закон о такси в Башкирии: установку таксометров могут отсрочить на год

Сегодня, 30 ноября, депутаты Госсобрания в первом чтении приняли изменения закона «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории РБ», проще говоря – закона о такси. Изменения коснутся всей страны, но некоторые поправки регионы вносят самостоятельно. Закон заработает с 1 января 2012 года.

Что изменится в такси?

  1. Легковое такси должно будет проходить техосмотр каждые полгода;
  2. На боках машины должны быть нанесены «шашечки»;
  3. На крыше – опознавательный оранжевый фонарь;
  4. В авто должны быть установлены таксометры. Депутаты Курултая предлагают отсрочить обязательную установку таксометров на один год. Предстоит еще два чтения.
  5. Автомобиль должен быть желтого цвета;
  6. В салоне машины будет представлена информация о таксисте;
  7. К вождению в такси будут допущены только водители, имеющие водительский стаж не менее трех лет;
  8. Перед выездом на линию будет проверяться техническое состояние транспорта;
  9. Водитель перед рейсом будет проходить медосмотр.
  10. Водитель должен будет иметь разрешение на работу в такси.

Разрешение выдается сроком на пять лет, лицензирование в Башкирии обойдется в 800 рублей, его можно получить в электронном виде через Интернет на сайте Гострансра РБ. Для этого необходимы отсканированные копии: паспорта, прав, выписки из единого госреестра юрлиц и документов на авто.

– Федеральный закон вступил в силу 1 сентября, поправки на местном уровне еще не приняты. Это привело к затягиванию процесса получения лицензий, их пока не выдают, – комментирует директор такси «Сатурн-Уфа» Михаил Гафиков. – Наши водители уже начали регистрироваться как индивидуальные предприниматели.

– Лицензии начнет выдавать Госкомитет по транспорту уже с 1 декабря, пока таксисты не торопятся получать их. Сегодня поступило всего около 30 заявок, – пояснил председатель Комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Наиль Кутлугильдин, согласившись, что республика немного не успевает с принятием поправок.

Каждый автомобиль должен находиться в собственности юридического лица, индивидуального предпринимателя или оформлен по лизинговому договору.

Штрафы и контроль

Штрафовать нарушителей начнут уже с Нового года, штрафы для индивидуальных предпринимателей составят 1-3 тысячи рублей, для юрлиц могут достигать 50 тысяч. Но есть исключение:

– Учитывая, что покраска машин требует определенного времени и финансовых вложений, санкции за нарушение данного требования начнут применяться только с 2014 года. Т.е. у перевозчиков есть как минимум 2 года, – пояснил нам председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев.

При этом республиканские парламентарии предлагают: до истечения срока лицензии, полученной с начала действия закона, цвет автомобиля можно не менять. Но если, скажем, водитель решит таксовать законно через пару лет, ему придется привести автомобиль в соответствие новым правилам и, соответственно, покрасить его.

Контролировать закон будут сотрудники ГАИ. Однако пока остается непонятным, как определить, таксист ли вы или просто подвозите знакомого.

Сколько стоит?

Установка таксометра стоит около 16 тысяч рублей. Плюс обслуживание может влететь в 1 500 рублей ежемесячно. Шашечки и фонарь обойдутся еще в 1-2 тысячи рублей. Плюс разрешение – 800 рублей. Получается, уже больше 20 тысяч рублей требуется, чтобы привести один автомобиль к новому порядку. Окраска автомобиля сегодня стоит около 35 тысяч рублей.

При этом нам еще «повезло» больше, чем соседям:

– «Таксовать» в республике, кстати, будет выгоднее, чем в других регионах России. В среднем по стране стоимость разрешения – от 1000 до 2600 рублей. В Башкортостане пятилетнее разрешение будет стоить 800 рублей, – заверяет Толкачев.

Компенсировать эти затраты таксисты, вероятно, будут за счет цены на свои услуги. По самым оптимистичным прогнозам, минимальная стоимость поездки вырастет с 80-ти до 140 рублей, а через год и вовсе преодолеет 200-рублевый барьер. Однако уфимский рынок не готов к таким ценам, а именно потребитель диктует сегодня стоимость услуги на рынке, поэтому цены могут и не вырасти.

Но есть и подводные камни – теперь диспетчеры будут только принимать заказы, а цену пассажир узнает в конце поездки, сколько натикало «по счетчику».

– Я как таксист могу сказать только одно: будь у меня счетчик в машине, при любом раскладе повез бы пассажиров не обязательно длинною дорогой, но так, как выгодно мне, а не как раньше – исключительно по короткой и быстрой дороге. Своя рубашка, а в данном случае карман, всегда ближе к телу, – рассказал ProUfu.ru таксист Александр.

Такси «Сатурн», например, с самого начала основания работает по таксометрам, их водители устанавливают за свой счет. И клиенты не жалуются на «объездные дороги».

Армия таксистов-бомбил

Сегодня в Уфе ежедневно на «линию» выходят около 10 тысяч автомобилей. Легализация может сократить их число как минимум вдвое. Уфу заполонит армия таксистов-бомбил, считают эксперты.

– Рынок еще не готов, город не готов к такому закону. Нельзя делать такие резкие шаги «из тьмы в свет». Такие законы должны вводиться постепенно, – считает Сергей Лайко, исполнительный директор «Зеленоглазого такси».

Основная цель закона – сделать рынок такси более цивилизованным и убрать с дорог бомбил, в действительно все может быть как раз наоборот. Вполне возможно, что водители не захотят тратиться на счетчики, становиться индивидуальными предпринимателями и получать лицензии и уйдут на бордюр. А компании такси сегодня, в большинстве своем, арендуют машины у таксистов, а не владеют ими. Поэтому тоже вряд ли смогут взять все обязательства на себя.

Подавляющая часть руководителей уфимских компаний такси сегодня не верит в новый закон и считает, что сотрудники ГАИ, особенно в свете последних сокращений штатов, вряд ли будут контролировать таксистов.

«Но если контроль будет работать, водители предпочтут уйти в бомбилы. На сегодня нам не удалось убедить ни одного сотрудника стать индивидуальным предпринимателем», – говорит Сергей Лайко.

Закон все равно требует доработки. Смотрите сами: одно из правил нового закона – водитель с лицензией, полученной в одном субъекте РФ, не может легально повезти пассажира в другой регион без специального соглашения между субъектами. Поэтому таксист даже с лицензией в республике, уже в Казани станет бомбилой вне закона.

Кстати, на недавней встрече президента республики Рустэма Хамитова с жителями Нефтекамска горожане попросили главу региона отсрочить закон хотя бы на полгода. «Разберемся. Если нужно – перенесем», – успокоил Рустэм Закиевич.

На сегодняшнем заседании Госсобрания 4 депутата проголосали против принятия изменений в законе «О такси».

– Надо писать в Госдуму, потому что закон противоречит развитию предпринимательства, – заявил Алексей Щербацкий, депутат Госсобрания РБ.