Бензины «Премиум-95»: в надежде на осечку

Из шести отобранных образцов бензина А95 вполне кондиционными оказались лишь два – такого в наших топливных экспертизах еще не было! Как это получилось? В какой-то степени результат… спровоцирован нами. Из номера в номер мы не перестаем твердить: водители, не рискуйте! В стране хватает современных АЗС хорошо известных брендов, на них и заправляйтесь. Но – увы: наш человек по натуре любитель приключений и халявы, а потому считает подобные нравоучения занудством.
Вот мы и решили прокатиться от Москвы до Калуги и купить «почти фирменного» 95-го бензинчику. До контейнерных заправок опускаться не стали – ориентировались на АЗС, которые названием или цветовой гаммой оформления напоминают известные марки, но на самом деле не имеют к ним никакого отношения. Кто на кого похож, уточнять не будем, фото перед вами. Адреса, явки и пароли – в Нашей справке (в конце статьи).
Редакционная комиссия, как обычно, по каждой заправке составила акт; очередной канистре присваивали код, после чего анонимные образцы отвезли в Окружной центр сертификации «Северо-Запад» (Санкт-Петербург). Каждый прошел два независимых контрольных цикла: сначала проверили основные физико-химические параметры (ФХП) бензинов на соответствие действующему Техническому регламенту (ТР) и разного рода стандартам, а затем провели моторную серию испытаний. Результаты сведены в таблицу. Как уже сказано в начале, из шести приобретенных «премиумов» полностью кондиционными оказались лишь два.

Кого проверяли

1. «ЛИКОЙЛ»


Не соответствует Техническому регламенту
В лаборатории сказали: «Это не бензин!». Комментарии излишни: продавать некондиционный 80-й под видом 95-го – каково! Зато гораздо дешевле других.
+ Мотор пустился, больше хвалить не за что.
– Лучше бы мотор не завелся – был бы целее.

2. GP


Не соответствует Техническому регламенту
Вместо 95-го плохой 92-й! В лучшем случае это ушедший в прошлое класс 2. Серы и бензола слишком много для современного мотора. Олефины на грани допуска – такое топливо не очень стабильно при длительном хранении.
+ Можно ездить при крайней необходимости. Но зачем?
– Низкое октановое число, высокое содержание серы и бензола.

3. ДМНК


Не соответствует Техническому регламенту
Бензин – четко выраженный 92-й, хотя денег взяли, как за «Премиум». Ездить можно, только на педаль акселератора сильно давить не надо – опасно для жизни мотора! Да еще и бензола пусть чуть-чуть, но больше нормы.
+ Не содержит ни металлов, ни смол.
– Октановое число врет: 92-й по цене 95-го.

4. SNELL


Не соответствует Техническому регламенту
Через сито регламента не пролез из-за небольшого превышения по бензолу. Правила есть правила, спорить тут не о чем. А иначе был бы в лидерах: мотор на нем работал хорошо, без проблем. Да еще с лучшей экономичностью!
+ Хорошие моторные показатели, самое высокое октановое число.
– По бензолу превысил требования ТР.

5. «ЭКОЙЛ»


Один из двух образцов, к которым не было бы претензий у контролеров. Практически честный класс 4. Самое высокое давление насыщенных паров – хорошо для пуска. Но летом возможны паровые пробки. И нашлись смолы!
+ Честный 95-й класса 4. Хорошие пусковые свойства, неплохие моторные показатели.
– Обнаружились смолы.

6. «СГ PETROL»


Отсутствие каких-либо претензий к качеству, чистый класс 4, с неплохими моторными свойствами и экологическими показателями.
+ Можно смело лить в бак любой, даже самой современной машины.
– Многовато эфиров в составе – это ухудшает моторные свойства.

ЧТО ПРОВЕРЯЛИ

ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО (ОЧ) – основной параметр бензина, определяющий его детонационную стойкость. Напомним: расплачивались мы за 95-й бензин, но таковым из шести оказалась лишь половина. Два – от ДНМК и GP – были стопроцентным 92-м. Больше других «преуспел» «ЛИКОЙЛ»: эта фирма под видом «Премиума» продала нам некондиционный 80-й, но заметно дешевле, чем у других. Вспомним, сколько раз платит скупой? Сразу отметим, что и по другим параметрам этот бензин оказался забавным. Что это? Либо излишки с какого-то военного склада, распродаваемые ухватистым прапорщиком, либо чистая прямогонка из «самовара», причем без малейшей попытки подтянуть топливо хоть чуть-чуть ближе к самому плохонькому «Премиуму». Искренние соболезнования тем, кто, в отличие от нас, залил это не в канистру, а в топливный бак.
КОНЦЕНТРАЦИЯ СМОЛ. Влияет на ресурс двигателя – от зависания клапанов до залегания поршневых колец. В ТР сей параметр не вошел, поэтому руководствуемся требованиями ГОСТ 51105-97, где предельная норма содержания смол в бензине определена значением 5 мг/л. Все бензины в эту норму уложились, причем у четырех вообще не нашлось смол, а вот два «ойла», «ЛИК» и «Эк», показали 1,6 и 1,0 мг/л соответственно. Ладно, это простительно.
КОНЦЕНТРАЦИЯ СЕРЫ. Влияет на экологию и на ресурс. Не так давно мы писали, что по сернистости наше топливо находится близко к концу первой сотни в общем рейтинге странпотребителей бензинов, мы уступаем даже Уганде… Что получилось на этот раз? Четыре образца из шести уложились в требования класса 3 (это наш аналог Евро-3). Бензин от GP этой норме не соответствует (а ведь согласно действующему ТР класс 2 уже и производить-то нельзя). Опять поразила жидкость от «ЛИКОЙЛа», выдавшая почти 0,14% серы – рекорд!
КОНЦЕНТРАЦИЯ МАРГАНЦА И ЖЕЛЕЗА. Металлосодержащие антидетонаторы запрещены! К счастью, анализы их не выявили. Хоть тут мы вздохнули с облегчением.
ОБЪЕМНАЯ ДОЛЯ БЕНЗОЛА. Бензол – носитель канцерогенной опасности. Его содержание сейчас строго ограничивают: не более 1%. Это требование, да и то на пределе, выполнили только два бензина из шести. И снова «лидеры с конца» – «ЛИКОЙЛ» и GP.
ОБЪЕМНАЯ ДОЛЯ УГЛЕВОДОРОДОВ. Они влияют на токсичность и ресурс бензинов, увеличивают склонность к отложениям. По этому параметру все бензины уложились в рамки класса 4.
ОБЪЕМНАЯ ДОЛЯ ОКСИГЕНАТОВ. Эти компоненты снижают теплотворную способность бензинов, повышают его агрессивность к резине и пластикам. Практически у всех образцов, кроме топлива «ЛИКОЙЛа», производители которого вообще с октановым числом не заморачивались, нашлось достаточно эфиров. Из рамок действующих норм никто не вышел, но на моторные характеристики эфиры повлияли. Большое содержание метилтретбутилового эфира (МТБЭ) заметно снижает «калорийность» бензина – стало быть, растет его расход и падает мощность. Кстати, характерна и зависимость содержания МТБЭ от итогового октанового числа. Бензины ДНМК и GP (по сути, 92-е) имеют около 3…5% этого компонента, а нормальные 95-е – «Экойл», Snell и «СГ PETROL» – 7…9%. Для справки: нормальные «премиумы», полученные на современном НПЗ, эфиров обычно вообще не содержат.
ИЗ ШЕСТИ ОТОБРАННЫХ ОБРАЗЦОВ ПОЛНОСТЬЮ КОНДИЦИОННЫМИ ОКАЗАЛИСЬ ЛИШЬ ДВА.
ДАВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ (ДНП). Определяет пусковые свойства бензинов и их склонность к образованию паровых пробок. Тут тоже все уложились в норматив, но все же выделился «ЛИКОЙЛ» с самым низким ДНП. Пускаться на таком бензине мотор будет хуже. Хотя с таким октановым числом это, может, и к лучшему, поскольку ездить на подобном бензине вообще не стоит.
МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. Характеризуют поведение реального мотора в зависимости от параметров заливаемого топлива. Более-менее нормально двигатель работал только на трех образцах – от «Экойла», Snell и «СГ PETROL», которые реально позиционировали свою принадлежность к «премиумам». Небольшое превышение содержания бензола у Snell на работу мотора практически не повлияло. Более того, по общей совокупности измеряемых параметров (мощность, расход топлива) этот бензин оказался даже чуть лучше двух других, от «Экойла» и «СГ PETROL». А вот бензины GP и ДНМК подвела их 92-я сущность. При малых и средних нагрузках они не особенно уступали лидерам, но при увеличении нагрузки прослушивались детонационные стуки. Датчик детонации их четко фиксировал и реагировал как положено, сдвигая угол опережения зажигания. Само собой, хуже всего мотору пришлось на «ЛИКОЙЛе». Хоть он и пустился, но уже со средних нагрузок пошла такая детонация, что дальнейшие пытки мы решили прекратить – и так все ясно. А насколько быстро на этом топливе погибнет нейтрализатор, проверять не стали – и деталь жалко, и смысла особого не увидели.

КАК ЖЕ ТАК?


Всего два из шести проверенных образцов кондиционные – о чем говорить? Поэтому еще раз повторим: не хотите проблем, заправляйтесь только на проверенных АЗС известных брендов! Могут возразить: мол, этим мы убьем конкуренцию и благословим ценовой беспредел. Возможно, но… Но представьте себе собственный автомобиль, в который вместо 95-го заливают 82-й, да и тот ни к черту. А в русскую рулетку пусть играют киногерои. У них работа такая.

НАШ КОММЕНТАРИЙ – КТО ВИНОВАТ?

Как обычно, экспертиза охватила лишь выборочные образцы. Однако наш вывод довольно категоричен: при визитах на незнакомые АЗС с подозрительно заманчивыми ценниками риск нарваться на плохой бензин всегда велик. Кто виноват? Конечно, владельцы фирм, торгующие непонятно чем. Но это еще не вся правда, ведь аналогичная проверка двухлетней давности ничего подобного не выявила.
А сейчас крупные нефтетрейдеры взяли курс на вытеснение мелких фирм с топливного рынка и просто закрыли им доступ к качественному топливу со своих НПЗ. Но главная вина лежит, по нашему мнению, на чиновниках, которые своими решениями полностью разрушили прежнюю систему контроля качества топлива. А ведь она служила хоть какой-то преградой для явного фальсификата. Как думаете, часто ли может заехать контролер на АЗС для проверки? Один раз в три года! Да и то лишь предварительно уведомив руководство фирмы, которую предстоит проверять.
ЗАЕХАТЬ НА АЗС ДЛЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЕР МОЖЕТ НЕ ЧАЩЕ ЧЕМ РАЗ В ТРИ ГОДА.
Итак, коррупцию среди контролеров победили, убрав их вообще! Только за чей счет и какой ценой? В 2012 году предстоит полная отмена обязательной сертификации: качество топлива будет декларироваться, то есть его станет подтверждать и гарантировать сам производитель. А если вам или мотору что-то не понравилось, обращайтесь в суд. Так что поводов для оптимизма не очень много.