Новый техосмотр: от разговоров к делу

Автосервисы уже в текущем году смогут принять участие в конкурсе для юридических лиц на проведение техосмотра. Это нововведение закреплено в постановлении правительства РФ, которое вступило в силу на этой неделе. Прежде коммерческие структуры допускались до проведения ТО лишь на том условии, что они не оказывают услуг по ремонту.
Напомним: 1 июля Дмитрий Медведев подписал закон о передаче обязательного техосмотра из ведения МВД коммерческим техцентрам, об отмене этой процедуры для новых автомобилей и о заключении договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) только при условии прохождения ТО. Закон вступит в силу 1 января 2012 года.
В течение первых двух лет будет действовать переходный период: получить талон ТО можно будет как на действующих станциях ГИБДД, так и в аккредитованных техцентрах.

По новым правилам, пройти техосмотр можно будет в любом регионе страны, вне зависимости от места регистрации автомобиля. Еще одно нововведение – техосмотр будет привязан к полису ОСАГО. Купить автогражданку без талона ТО станет невозможно. Также по новым правилам для новых авто в течение трех лет ТО не нужно. Машины в возрасте от трех до семи лет должны проверять раз в 2 года, и только семилетки и старше – каждый год.
Аккредитацией коммерческих станций техобслуживания будет заниматься Российский союз автостраховщиков. Он же должен обеспечить контроль за их деятельностью, рассматривая поступающие жалобы. В случае необходимости он сможет аннулировать выданное разрешение. Чтобы войти на рынок, коммерческому оператору нужно заплатить 20 тысяч рублей за рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче аттестата аккредитации. Кроме того, ежегодно придется отдавать 15 тысяч рублей за подтверждение соответствия требованиям аккредитации и 10 тысяч за каждый пункт техосмотра.
Эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные возможные последствия от участия на рынке техосмотра частных автосервисов. «Сейчас можно наблюдать ажиотаж при подготовке к новому регламенту ТО в сервисных центрах, так как, чтобы пройти аккредитацию и участвовать в проведении техосмотра по новым правилам, необходимо повысить квалификацию персонала и иметь профессиональное оборудование. Это требует финансовых вложений и времени, на которые непрофессиональные игроки рынка пойти не могут, и такой естественный процесс отбора на рынке автосервисных услуг должен автомобилистов порадовать: ТО будут проводить только сильные игроки, которые профессионально выполняют услуги, что приведет к росту качества услуг. Однако если на практике окажется, что хорошо оборудованным сервисным центрам, которых в республике немало, будет невыгодно брать на себя бремя техосмотра автомобилей, то основная идея нового закона о ТО не будет эффективно реализована. В этом случае техосмотром будут заниматься не профессионалы, которые будут нести ответственность за качество ТО, а те, кто формально прошел аккредитацию и кому надо хоть как-то загрузить автосервис», – говорит руководитель обособленного подразделения РАТ в городах Уфа, Казань, Оренбург, член Общественной палаты РБ Рустем Ахтямов. По его словам, сейчас можно констатировать, что и автосервисы республики и автовладельцы в большей своей части еще не готовы к вступлению новых правил проведения ТО. «До 1 января 2012 года, когда вступит в силу закон о техническом осмотре ТС, достаточно времени, чтобы успеть подготовиться всем, кто заинтересован в качественном ТО автопарка республики: и станциям техобслуживания, и сервисным центрам крупных компаний, и страховщикам, и тем, кому придется проходить ТО по новому регламенту», – считает эксперт.
«Если будут допущены к участию частные станции техобслуживания, которые будут нести ответственность за проведение ТО, за техническое состояние транспортных средств, ситуация на рынке техосмотра должна улучшиться, – считает другой автоэксперт, заместитель председателя Союза автопредпринимателей республики Владимир Варицкий. – Во-первых, разгрузятся действующие станции, во-вторых, на станциях техобслуживания можно будет не просто провести проверку транспортного средства, но и устранить недостатки».
Вопрос цены техосмотра до сих пор окончательно не решен. Чиновники в разное время называли разные суммы. Изначально Минэкономразвития посчитало, что техосмотр на частных станциях с 1 января 2012 года обойдет примерно в 2 тысячи рублей. Позже глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев назвал другую сумму – 3 тысячи рублей. В итоге рассчитать размер платы за проведение техосмотра автомобилей правительство обязало Федеральную службу по тарифам. Ведомство обещает озвучить максимальную сумму уже скоро, постановление об этом вступит в силу 1 января 2012 года.
Ожидается, что стоимость техосмотра в старых пунктах останется прежней: 300 рублей госпошлина, плюс 300 – 500 рублей за осмотр.