Обзор фильма “Темная башня”

“Темная башня” наделала шороху еще задолго до релиза. Во-первых, потому, что это по роману Стивена Кинга. По его произведениям сняты очень хорошие картины, скажем “Зеленая миля”, “Сияние”, и конечно же, “Побег из Шоушенка”, которая десятилетиями возглавляет рейтинги лучших фильмов. Кинг значится в титрах более двух сотен лент (там преимущественно трэш) и является одним из самых экранизированных авторов.

“Темная башня” – это особый случай, это огромный роман на восемь томов, который сам Кинг называет главной работой своей жизни. Поэтому армия поклонников Кинга сильно нервничала, что какое-то кино смеет своими грязными руками лезть к каноническому тексту и переставлять буквы.

Признаюсь, я роман не читал. И не поддерживаю стонов по поводу того, что Стрелец (Идрис Эльба) не расово правильной арийской внешности, да еще и не носит шляпу. Вой “все не так, как в книге” является предсказуемым и бессмысленными, потому что экранизация в принципе не может совпасть со всеми картинками, которые себе в голове рисовал каждый отдельно взятый фанат. И невозможно уложить восемь томов в полнометражный фильм.

Но возможно сделать просто хорошее кино. Чего не случилось.

Минут через 10 после начала у меня появились подозрения, что это принаряженная версия “Приключений Электроника” или чего-то подобного. Конечно, здесь не было капиталистических шпионов и советских пионеров, но общая безыскусность экранного действия напоминала старые детские фильмы, которые ты смотришь, когда тебе 12, и забываешь через неделю.

Под конец я пришел к выводу, что к его прокатному ограничения “12+” было бы неплохо добавить верхнюю границу “18-“, чтобы сразу настроить зрителей на правильную ноту.

Почему именно такая аудитория? Потому что для младших это слишком жестокая история, а для старших – слишком примитивна. Потому что только подростки в силу наивности и неопытности могут быть удовлетворены не слишком стройным сюжетом об мальчике Джейка (Том Тэйлор), которого никто не понимает, даже мама. Джейк особый, видя какие-то чужие миры рисует их. А потом попадает в те миры и находит там крутого чувака Роланда, он же Стрелец. А потом всякие чудовища, а после надо спасать мир …

Где-то после трети фильма сюжетные линии теряют стройность и начинают путаться. Диалоги простенькие, и нужны они только для того, чтобы объяснить мифологию и нехитрую мотивацию героев. Герои одномерные и неинтересны: или хорошие, или плохие, без полутонов.

Вы не поверите, но даже чисто визуально фильм не впечатляет. Фантастические пейзажи и спецэффекты нарисованные качественно, но ничего удивительного. Экшн – погони, перестрелки, драки – тоже сняты без особой фантазии и вдохновения.

Я, само собой, не буду рассказывать, чем все закончилось. Только скажу, что закончилось все так, как будто будут еще сиквел, триквел и т.д. И режиссер Николай Аркель обещал, что будет продолжение. И сериал еще планируют снимать.

Вернемся же к персонажам, и я на примере главного негодяя объясню, что было не так с ними.

Я был настроен полюбить фильм уже за то, что там есть Мэттью МакКонахи, который играет Уолтера, главного злодея.

Все мы знаем после сериала “Настоящий детектив”, что МакКонахи умеет “порвать” зрителей. Но тут произошла неприятность, и в некоторых сценах МакКонахи выглядит очень глупо. Честное слово, трудно не смеяться вслух, когда его суровый персонаж заставляет рандомной девочке в парке возненавидеть мать.

Проблема в том, что Уолтер просто злой, без полутонов. Мы не знаем, почему он злой, почему он хочет господства над миром и как он стал таким сильным. Он просто ходит и злится, и убивает одним взглядом. Он никого не любит, его ничто не затрагивает, у него нет слабых сторон. Его можно победить только в прямом бою, подловив на тактической ошибке. То есть, у него мало функций, поэтому он предсказуем и неинтересен. Он не вызывает сочувствия и желания его понять.

Конечно, эти тонкости есть в книгах. Но для тех, кто книгу не читал, этот персонаж выглядит именно так.

И все же надо отдать должное МакКонахи – он со всей силы старался. Он был стильным, харизматичным и стремительно плохим. Он смотрел на всех. Одним словом, помог мне пережить эти полтора часа в кинотеатре, не сильно оплакивая выброшенные деньги на билет.

Если вы фанат Кинга – не идите ни в коем случае. У вас в голове сидит прекрасный светлый (или темный) образ “Темной башни”, не портите его этим недоразумением.

Если вы не фанат Кинга, то тоже не ходите. Подумайте, сейчас такая прекрасная погода, а гулять на свежем воздухе так полезно для здоровья.