Как автолюбителю не расплавиться в летнюю жару?

Для автолюбителей, проводящих каждый день много времени в пробках, наличие в салоне автомобиля систем климат-контроля или просто кондиционера является больше необходимостью, а не удобством. Однако далеко не все владельцы автомоилей понимают разницу между системой кондиционирования и климат-контроля и что лучше подобрать.

Стоя в длинных пробках очень просто отличить автомобиль с кондиционером по плотно, невзирая на жаркий день, закрытым окнам. Большая часть иномарок выходит уже с системой климат-контроля или кондиционирования. В отечественных автомобилях, ситуация полностью противоположная, не считая небольшую серию «десяток» от ВАЗа, которые поставлялись с простейшей системой климат-контроля.

В первую очередь определим, что являет собой кондиционирование. Кондиционирование — автоматическое поддержание режима температуры и влаги на комфортном для «экипажа» уровне. Температурный режим в салоне играет большую роль, так как влияет на самочувствие и, следовательно, реакцию водителя. Как показывают исследования при температуре +10 градусов Цельсия организм начинает переохлаждаться, а начиная от +30 снижается реакция и как следствие увеличивается уровень опасности вождения.

Кондиционеры в автомобилях появились в 1936 году в Америке, разработки в этом направлении были приостановлены в период Второй мировой войны, после ее окончания это направление начало активно развиваться. На начало 90-х годов 85% автомобилей, выпускаемых в Соединенных Штатах, были укомплектованы кондиционером, стоимость, в то время, составляла почти треть цены недорогого авто. В СССР кондиционеры начали производить в конце 50-х, устанавливались они исключительно в правительственных автомобилях.

Автомобильным кондиционером является все что связано с подачей воздуха и его очисткой. Принципиально они отличаются видом охладительной установки, но выпускаемые в разные периоды конструкции остаются приблизительно схожими.

Самой оптимальной системой охлаждения в автомобильных кондиционерах является парокомпрессорная. Поглощение тепла происходит в результате испарении фреона (хладагент), он прокачивается по круговой системе компрессором. Это решения является первым в диапазоне цена-качество.

Кондиционеры в автомобилях неприхотливы в обслуживании, первые пять лет потребуют только плановых проверок — герметизация и дозаправка хладагента.

В кондиционерах автомобилей используется фреон (хладагент) разных видов: R12, относительно старый, встречается в авто, произведенных до 1993 года, и R134a. И первый, и второй имеет свои преимущества и недостатки. Более новый R134a является экологически безопасным и дает температуру на 10 градусов меньше, чем R12, более текуч и стоит немного дороже.

Следует помнить, что R134a и R12 между собой несовместимы. Совместное использование этих двух видов хладагентов может стать причиной свертывания масла, заправляемого в систему вместе с фрионом, что, в свою очередь, приведет к поломке с довольно затратным ремонтом автокондиционера.

Кроме кондиционеров в салонах автомобилей используют вторую систему — климат-контроль. Системы климат-контроля очень часто путают с кондиционером, называя его климат-контролем и наоборот. Это определение неправильное. Климат-контроль — набор, управляемых бортовым компьютером, устройств для обогрева, охлаждения и вентиляции салона. Своего рода «центральная нервная система», влияющая на изменение климата автомобиля. В салоне находятся датчики (влажности или температуры) собирая с них показания, компьютерная программа поддерживает выбранный температурный режим. Режим выставляется индивидуально водителем.

Системы контроля климата могут быть с ручным управлением, все режимы работы выставляются вручную, и полностью автоматизированы. Автоматические системы имеют микрокомпьютер и являются более продвинутыми со стороны технологий, ручные системы более доступны в управлении и включают широкий спектр настроек температуры, распределения и направления подаваемого воздуха.

Выбор между кондиционером и системой климат-контроля очевиден, в первом случае вы получаете, условно говоря, прохладу, а во втором комфорт в широком смысле слова. Все будет упираться в цену и задачи выбираемой системы. Если автомобиль используется редко или это, например, рабочая машина для кратковременных поездок, то тут больше подойдет кондиционер. Если авто используется для длительных переездов, рабочих и личных, то более актуальной будет система климат-контроля, которая более чем оправдает свою стоимость.

Стоит обратить внимание владельцев авто, во время работы системы климат-контроля или кондиционирования незначительно увеличивается расход топлива и понижают мощность двигателя.