Госпиталь ветеранов войн, статус – снесено!

Госпиталь ветеранов войнСтарая Уфа условно поделена на две «территории» – стоит, но под угрозой сноса и снесено. Зданий, которые по счастливой случайности были отреставрированы – единицы, так что тенденцией этот процесс называть очень громко и неоправданно. Госпиталь ветеранов войн уже находится в категории «снесен», хотя его здание имело более чем вековую историю. Здание будущего госпиталя было построено в конце 19 века на большой и свободной загородной территории (уже позже оно обросло жилыми кварталами) и предназначалось для психиатрической больницы. Хотя, что снаружи, что внутри оно больше походило на дом дворян: высокие потолки, ажурные лестницы, отлитые на знаменитом уфимском заводе Гутмана. Предполагается, что корпусов было несколько, и в устоявшем до наших дней располагалась грязеводолечебница. В годы войны больница переквалифицировалась в госпиталь для солдат с войны, а в 1947 году – в противотуберкулезный госпиталь. Именно здесь впервые в республике начали делать сложнейшие для того времени операции на грудной клетке. И в последние годы своей жизни здание принимало ветеранов войн в физиотерапевтическом отделении.

Тяжеловатая была атмосфера около корпусов психиатрической больницы на Владивостокской, но строить жилые дома на территории, где долго проживали больные люди, тоже не самая лучшая идея. Новые корпуса психиатрической лечебницы снесли раньше, чем госпиталь 19 века, историческое здание отстаивали и пациенты, и персонал, но безуспешно. Психиатрическую лечебницу перенесли в деревню Базилевку, а историческое наследие никуда не перенести, не перестроить.
По улице Красина, 33, в здании школы № 91, в 1941-1945 годы тоже располагался военный госпиталь, только он специализировался не на туберкулезе и грудной клетке, а на конечностях: руках и ногах, которые иногда удавалось вылечить, а чаще – ампутировать. Позже госпиталь стал учреждением, где ставили качественные протезы.

Если бы ветераны могли сейчас пройти по улицам, мимо зданий, в которых им спасали жизнь, им, несомненно, было бы приятно.

Автор: Таня Лунгу