Все Евро будут в ГОСТы к нам!

Евро-4, Евро-5… Подобные надписи можно встретить чуть ли не на каждой заправке, однако отличия между ними знают немногие автовладельцы. Но каждый раз, приезжая на АЗС, необходимо помнить, что большинство современных автомобилей очень требовательны к качеству топлива, которым вы его заправляете.

Как правило, в требованиях указывается бензин с октановым числом не ниже 95, соответствующий стандартам Евро. Однако октановое число – это далеко не единственный показатель, свидетельствующий о качества топлива. От содержания тех или иных веществ в составе бензина зависит, как поедет автомобиль и поедет ли вообще. В паспортах качества на топливо, которые должны быть в обязательном порядке на каждой АЗС, должно быть указано, соответствует ли бензин, который вы покупаете, тем или иным стандартам. Но важно учесть, что на мелких частных автозаправках продавцы, как правило, скрывают происхождение топлива, а паспорта качества могут отсутствовать вообще. Итак, попробуем разобраться: что значит «хороший» бензин и стоит ли доверять многообещающим надписям «Евро»?

Старые добрые ГОСТы

Документов, в которых описаны критерии качества топлива, существует великое множество, причем многие из них принимались еще в советские времена. При этом с принятием очередного стандарта требования к качеству бензина ужесточались. Это легко заметить, если сравнить несколько ГОСТов и технических регламентов.

Так, еще в советские времена был принят ГОСТ 2084-77, который стал – разумеется, для своего времени – своеобразным эталоном качества бензина. По сравнению с современными стандартами этот ГОСТ, конечно, был весьма и весьма далеким от совершенства. Помимо октанового числа (95 по исследовательскому методу и 85 – по моторному), в документе указывались разве что нормы содержания некоторых химических элементов: содержание свинца не должно было превышать 13 мг/л, а максимально допустимую массовую долю серы ограничили на отметке 0,1%.

В конце 90-х в России начал действовать ГОСТ 51105-97. Этот стандарт предъявлял более жесткие требования к качеству автомобильных бензинов. Так, согласно документу, в литре АИ-95 должно быть не более 10 мг свинца, предельная массовая доля серы была снижена вдвое: до 0,05%. Кроме того, в этом ГОСТе появился показатель «объемная доля бензола»: не более 5%.

С этими требованиями бензин определенно стал лучше, однако за рубежом разработчики стандартов к этому времени уже знали, каким должно быть топливо нового поколения.

Погоня за евростандартом

Еще в далеком 1992 году в Европе появился экологический стандарт Евро-1, который через три года был заменен на Евро-2, а еще через четыре года – на Евро-3. Постепенно стандарты Евро стали применяться повсеместно, однако далеко не все страны оказались к этому готовы по тем или иным причинам.

В начале «нулевых» был принят ГОСТ 51866-2002, который должен был уравнять качество российского бензина со стандартом Евро-3. По сравнению с действовавшими прежде нормами он был куда более строгим по отношению к качеству АИ-95: не более 0,015 г/кг серы и полное отсутствие свинца. На сегодняшний день Евро-3 – это минимальный уровень качества топлива, которое может продаваться в России. Тем не менее, и этот документ еще не стал окончательным и основным.

Пока в России запрещали продажу бензина Евро-2, в Евросоюзе успели разработать, принять и внедрить стандарт Евро-4, а немногим позже – и Евро-5. В случае с «пятеркой» максимальное содержание серы должно быть не более 10 мг/кг, то есть еще в 15 раз меньше, чем было предписано прежним стандартом! Но совершенству нет предела: через несколько лет в Европе начнет действовать уже шестой евростандарт. Когда он «доберется» до России, вопрос открытый: изначально планировалось, что наша страна перейдет на «четверку» еще с 1 января 2010 года, однако сроки были перенесены сначала на 2012 год, а потом и того дальше – на 2014. Но несмотря на то, что большая часть топлива в стране должна быть по качеству не хуже, чем предписывает Евро-3, производителям никто не мешает выпускать и продавать бензин лучшего качества: разумеется, если заводы смогут еще получить такой бензин.

Что мешает производителям?

Почему же большинство российских производителей топлива не выпускают бензин, соответствующий последним стандартам качества? Дело в том, что оборудование, имеющееся на большинстве нефтеперерабатывающих заводов страны, безнадежно устарело и не способно производить высокооктановый бензин, соответствующий строгим требованиям новейших стандартов Евро. Замена всей техники на всех предприятиях – дело долгое и очень дорогое, поэтому раз за разом полный переход на Евро-4 откладывался. А между тем в стране продолжали одновременно действовать несколько собственных стандартов, не говоря уже о европейских.

Чтобы свести воедино все имеющиеся документы, в России был принят технических регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», в котором впервые топливо было разделено на классы, соответствующие европейским нормам.

«Настоящий» АИ-95 – это миф?

Бытует мнение, и многие автовладельцы наверняка об этом слышали, что в России 95-го бензина как такового нет: его получают, искусственно повышая октановое число АИ-92 с помощью различных присадок. Конечно, подобным зачастую грешат «бензиновые» мошенники, которые в погоне за прибылью не очень-то заботятся о негативных последствиях использования некачественного топлива. Однако анализ бензина всегда покажет, как появилось топливо: путем сложных производственных процессов, или же топливо было кем-то разбавлено в кустарных условиях.

«В старых ГОСТах, которые не нормировали содержание многих веществ в бензине, производители могли использовать опасные присадки и при этом укладываться в требования стандарта, – говорит доктор геолого-минералогических наук Евгений Лозин. – В стандартах Евро этот номер уже не пройдет: искусственно повышенное октановое число непременно скажется на содержании железа, марганца, свинца, серы, олефиновых и ароматических углеводородов, и, следовательно – на сроке службы двигателя».

На некоторых нефтеперерабатывающих заводах – в том числе и башкирских – есть производственные мощности, позволяющие выпускать более совершенный бензин. И надписи «Евро-4» или «Евро-5», которые нередко можно встретить на АЗС, означают лишь одно: это топливо не нанесет вреда вашей машине.

Источник 102km.ru