Законопроект о банкротстве граждан-должников

В Государственную думу России после восьми лет дискуссий внесен законопроект о банкротстве граждан-должников. Несостоятельные заемщики получают право на реструктуризацию долга – выплату с пятилетней рассрочкой. Единственное жилье, недорогую бытовую технику и одежду коллекторы отбирать не будут, а любые покупки должников на сумму более 10 000 тысяч рублей в период реструктуризации потребуют согласия кредиторов.
Правительство РФ в четверг внесло в Госдуму проект закона о несостоятельности граждан-должников. Документ, подготовленный Минэкономразвития, расписывает механизмы банкротства частных лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законопроект содержит ряд мер по защите должников, для которых выплаты стали непосильной ношей. В частности, попавший в долговую яму заемщик может по собственной инициативе обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. По действующему законодательству право на взыскание долгов есть только у кредиторов и других заинтересованных лиц, например, бывших супругов.
Банкротом может признать себя гражданин, задолжавший свыше 50 тысяч рублей и просрочивший выплаты более, чем на полгода. Суд, при наличии у должника регулярного источника доходов, сможет дать ему рассрочку по уплате долга на срок до пяти лет.
Законопроект предусматривает возможность признания гражданина банкротом, даже если у него нет доходов. Однако в этом случае имущество должника будет реализовано на торгах, а вырученные средства направлены на погашение задолженности.
В период реструктуризации каждая покупка должника на сумму более 10 000 рублей потребует согласия финансового управляющего. Если по истечении срока реструктуризации должник не рассчитался по своим обязательствам, то он признается банкротом. В уплату долга пойдет имущество.
Законопроект содержит ограничения для кредиторов по распоряжению имуществом должника-банкрота. Документ запрещает лишать заемщика единственной квартиры, в том числе и приобретенной в ипотеку, и земельного участка, на котором расположен дом. Кроме того, должник может оставить себе не более 25 тысяч рублей, одежду, обувь, бытовую технику общей стоимостью не более 30 тысяч рублей, домашних животных, продукты.
По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по вопросам собственности Юрия Петрова, закон введет в правовое русло взаимоотношения банков с гражданами и обеспечит правовую защиту заинтересованных сторон
«В отсутствие закона отношения кредитных организаций с гражданами-должниками выстраиваются вне правового поля. Сначала в течение непродолжительного времени из банка вежливо звонят и просят погасить кредит. А затем просто передают портфель «плохих долгов» коллекторским агентствам для выбивания денег. Нередки случаи, когда они (коллекторы) в попытках взыскать с граждан долг переходят существующие нравственные границы, – цитирует слова Петрова РБК daily. – Предложенный Минэкономразвития законопроект представляется не хуже зарубежных аналогов».
Со вступлением в силу закона число банкротств физических лиц ежегодно будет составлять 100-200 тысяч, посчитали в Федеральной налоговой службе.
«Объем работы для налоговиков значительно увеличится, и служба к этому должна быть готова», – цитирует начальника управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС Георгия Колташова газета РБК daily.
Для сравнения: сегодня под процедуры банкротства в России попадают всего 25-26 тысяч юридических лиц в год.
Законопроект впервые будет рассмотрен в осеннюю сессию и может вступить в силу, начиная с 2013 года. Напомним: нормативная база для признания банкротами физических лиц с разной степенью активности готовилась в течение 8 лет. Первая версия законопроекта была подготовлена Минэкономразвития в 2003 году. Все дела о несостоятельности физических лиц документ относил к компетенции судов общей юрисдикции. Но тогда парламентарии закон не приняли. После кризиса 2008 года и массовых банкротств заемщиков законопроект решено было включить отдельной главой в действующий закон о банкротстве и отнести его к компетенции арбитражной судебной системы.