Киоски без пива, или Смертный приговор малому бизнесу

Запрет на продажу пива в ларьках лишит предпринимателей основного дохода
Через считанные дни вступает в силу запрет на продажу пива на остановочных киосках. Алкогольный напиток исчезнет из более 400 торговых точек Уфы. По мнению предпринимателей, новый «антиалкогольный» закон загонит их в угол — ИП не смогут конкурировать с торговыми сетями и будут вынуждены уйти с рынка.
С 1 июля начнется очередной этап реализации федерального закона о государственном регулировании алкогольной продукции — розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, на остановочных пунктах и автозаправочных станциях будет запрещена. На все нестационарные торговые точки это требование распространится с начала 2013 года.
«С 1 июля продажа пива будет запрещена в более 400 павильонах, находящихся на остановках Уфы, а с января 2013 года – во всех 1 407 нестационарных объектах», — говорит заместитель начальника управления потребительского рынка администрации Уфы Зульфия Ижбулатова.

Уфимский предприниматель Сергей Чапаев возмущен новым законом. Со вступлением в силу запрета на продажу алкогольной продукции в киосках он потеряет основной доход. Выручка от реализации пива, по словам бизнесмена, составляет 30-40 % от общей прибыли, в летнее время — половину. Потеря значительной части дохода ставит под удар его бизнес.
— У меня расходов на остановке около 70 тысяч ежемесячно. Это аренда, налог, свет, зарплата продавца, дворника, вывоз мусора, тревожная кнопка. Как я должен окупить эти расходы? — недоумевает Сергей Чапаев. — Мы завоевали эту нишу в торговле, а сейчас нас «душат», не дают работать. К 450-летию присоединения Башкортостана к России на реконструкцию двух киосков я потратил 1,5 миллиона рублей. И какой толк? Если бы мне четыре года назад сказали, что будет такой закон, я бы не тратил эти деньги.
Предприниматель не исключает, что большинству его коллег, возможно и ему, придется уйти с рынка. Возможности компенсировать потери от запрета продажи пива бизнесмен не видит. «Понимаете, пиво — это самый ходовой товар на остановочных павильонах. Это такая позиция, которую ничем другим не заменишь. Нам в администрации предлагают перепрофилироваться, продавать фрукты и овощи, но эти товары никогда не принесут той прибыли, что приносит пиво», — говорит Сергей Чапаев.
Общественные организации предпринимателей оказавшимся в тупике бизнесменам сочувствуют, но, к сожалению, помочь им не могут. Закон уже принят.
«Беспокойство предпринимателей понятно — сегодня основа их дохода формируется за счет продажи пива, — говорит директор Союза предпринимателей Уфы Лариса Землянова. —Однако о введении этого запрета было известно заранее, и у предпринимателей была возможность перепрофилироваться либо перенести свою торговую точку. Бизнес должен отличаться гибкостью. Предприниматели должны быть готовыми к изменениям в законодательстве, думать о будущем, иметь в перспективе другие виды получения прибыли».
Представители пивной отрасли решение властей ограничить продажу пива стенами супермаркетов не поддерживают. По их утверждению, в небольших городах потребители лишатся возможности приобрести пиво в связи с неразвитой системой торговли и перейдут на суррогатный и некачественный алкоголь.
«Мы не считаем необходимым ограничивать продажу пива в нестационарных торговых точках и любых других каналах сбыта. Из-за низкого уровня урбанизации и большого количества городов, поселков, станиц и т. д. со слабым уровнем инфраструктурного развития на большинстве подобных территорий отсутствуют торговые сети, в которых можно будет продавать пиво. Таким образом, рядовые потребители на большей части РФ будут лишены возможности приобретать данный продукт. Этот факт ущемляет не только интересы производителей, но и граждан, которых лишают выбора и возможности приобретать сертифицированный продукт — пиво, как альтернативу суррогатам, изготовленным в домашних условиях», — говорит представитель компании HEINEKEN в России Александр Беспамятнов.
Ограничение розничной продажи пива увеличит приток клиентов в «пивнушки», считают представители ресторанного бизнеса Уфы, специализирующиеся на «пивном формате».
— Мы рассчитываем на то, что популярность пабов, так же, как и продажи пива в них, увеличатся, потому что люди очень зависимы от этого напитка, — говорит управляющий рестораном «Пражский пивовар» Максим Марюшин.
Запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах, по мнению законодателей, ограничит потребление алкоголя, в первую очередь несовершеннолетними. Впрочем, эксперты говорят, что борьба с алкоголизацией населения путем принятия запретительных мер желаемых результатов не дает.